Война без «Ура!» Вячеслава Кондратьева
«У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая еще не написана»
Вячеслав Леонидович Кондратьев
Вячеслав Леонидович Кондратьев родился 30 октября 1920 в Полтаве в семье инженера-путейца. С 1922 жил в Москве. В 1939 поступил в Московский автодорожный институт. В 1939 году с первого курса института ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. На момент начал войны был уже служивым солдатом. Когда начала Великая Отечественная война, был в числе тех многих, кто просил о немедленном переводе в действующую армию. В декабре 1941 года Вячеслав Кондратьев ушел на фронт, а в 1942 году был переведен подо Ржев, где бои были особенно тяжелые, а потери нашей армии особенно многочисленны. Участвовал в тяжёлом и неудачном для нашей армии сражении; а после гибели командира роты принял командование на себя. Кондратьев служив пехоте, в составе 132-й отдельной стрелковой бригады В 1943 году был комиссован после второго ранения. После войны учился в Полиграфическом институте (факультет художественного оформления печатной продукции), работал художником. Долгое время пытался описать свои военные воспоминания, но написанное никак не вызывало удовлетворения. Поэтому путь в литературу Вячеслава Леонидовича Кондратьева был долог и тернист. Писателем он стал спустя много лет после войны. Воспоминания военных лет вдруг обрушились на него в конце 50-х годов. Позже он писал: «Многие из моих сверстников, кто как-то любил литературу, давно хотели рассказать о войне… Я даже повертелся одно время около Литинститута, но поступать почему-то не решился, хотя показать приемной комиссии было что. Остановило меня, наверное, несоответствие между тем, что писалось о фронте и войне, что видел на передовой я лично… И вот только «лейтенантская проза» — повести В. Быкова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, в которых была показана настоящая война, — задела меня за живое. Первую попытку написать что-то о Ржеве я сделал в 1960 году…» Какова же должна была быть сила переживаний молодого человека, если память о них заставила его взяться за перо только в пятьдесят лет! «Далёкие вроде бы годы вдруг приблизились вплотную. Даже запахи войны чуял я порой». Но воспоминаний недостаточно, для того чтобы понять, как и что надо писать о войне Кондратьеву понадобились долгие годы. Он никак не мог найти тех слов, что могут выразить войну: «Видимо, у каждого из миллионов воевавших была своя война. Но именно своей войны я в книгах и не находил. Моя война — это стойкость и мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые окопы, это также нехватка снарядов и мин…» Как осколок, оставшийся в ране, через много лет, причиняя мучения, выходит из тела ветерана, так из сознания Кондратьева с душевной болью стала выходить военная проза. В пятьдесят лет он принялся, наконец, писать свои точные и задевающие за живое рассказы и повести: «Сашка», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке», «На поле Овсянниковском», «Селижаровский тракт», «Красные ворота», «Искупить кровью» и «Этот сорок восьмой»… Все эти произведения связаны между собой многочисленными
переплетениями сюжетных линий. И ход событий, и действующие лица, и события их тесно пересекаются и образуют единый цикл. Некоторые повести прорастают одна в другую. Книга «На сто пятом километре» повествует об армейской службе на Дальнем Востоке, «Селижаровский тракт» — о начале фронтовой жизни, «На поле Овсянниковском» и «Сашка» — передовая в районе Ржева. Постоянные атаки, обстрелы, бои; недостаток одежды, пищи, боеприпасов; постоянных холод, мерзлая земля и простые солдаты воюющие другу с другом – вот она — война. Повесть «Сашка» является одной из самых известных произведений Вячеслава Кондратьева. Она была написана в 1974 г. и целых пять лет не могла попасть в печать. Её удалось опубликовать благодаря поддержке К.Симонова. Эта повесть о простом солдате Сашке, который находясь в постоянной опасности, в ужасных условиях войны, ежеминутно рискуя жизнью не ожесточился, не озлобился на врага, а сохранил возможность видеть в нем такого же солдата, ЧЕЛОВЕКА! Это замечательно чистая душа. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь, — но цена человеческой жизни не умалилась в его сознании». В немногих словах писатель обозначает нравственный выбор солдата на войне и это принципиально новое, что принёс Кондратьев в военную прозу: небывало острая постановка нравственных вопросов. Никогда ещё в нашей литературе с такой силой не сталкивался воинский долг с общечеловеческой нравственностью, запрещающей убивать. Вячеслав Кондратьев изнутри раскрывает, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Именно он и его товарищи – решающая сила армии. И еще: в бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком. Это для писателя – главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.