ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Мерно пост к концу стремится,

И перед Страстной седмицей

В воскресенье в храм идём,

Вербочки в руках несём.

Вербы в храме освятим,

Дома у икон поставим.

Ныне Вход Господень славим

В город Иерусалим.

(С.Высоцкая)

История возникновения праздника «Вход Господень в Иерусалим»

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим — великий праздник. Каждый год его празднуют в своё время. Это один издвунадесятых, переходящий праздник. Вербное воскресенье всегда отмечается за неделю перед Пасхой.

Шестая седмица Великого поста заканчивается. А с ней и собственно пост подходит к завершению. Наступает шестое воскресенье, Вербное. По-славянски шестая неделя – Неделя ваий, (ваии – ветки финиковых пальм), а еще одно её название – Цветоносная.

Вот что говориться в книге «Моя первая священная история» об празднике:

«За неделю до наступления праздника Пасхи Иисус Христос направился к Иерусалиму. Так как Он очень утомился, то апостолы привели молодого и смирного ослёнка, положили на него свои одежды и помогли сесть на него Учителю, а сами шли вокруг.

Когда Он ехал, тысячи народа собрались посмотреть на Господа и помолиться Ему. Все уже знали о Его чудесах; знали, как Он исцелял больных и воскрешал мёртвых, и потому спешили воздать Ему честь.

Его сопровождали не только взрослые, но и бесчисленное множество маленьких детей, которых Он так любил. Все они устилали и усыпали зелёными ветвями путь перед Господом и громко восклицали:

«Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь Израилев!»

И Христос именно так въехал в ворота Иерусалима.Народ, который вчера видел, как Иисус Христос сотворил чудо, воскресив умершего друга Лазаря, а также накормивший 5 тысяч человек, сегодня думал, что пришло их земное спасение. Но только Иисус знал, что несёт им гораздо больше — не земное царство, а Царство небесное.Когда вошёл Иисус Христос в храм Божий, первым делом он выгнал оттуда торговцев, опрокинул столы меновцев. Он был возмущён тем, что Дом Божий был превращён в дом торговли. Люди в восхищении слушали всё то, что говорил им Господь. Но это был единственный день, когда Иисус был всенародно признан.

Во всём ликующем Иерусалиме Он один знал, что уже завтра начнётся неделя Его страданий. Иисусу, Сыну Божьему, было открыто будущее, он знал, что с ним произойдёт. Знал, что ждёт Его мучительная смерть, знал, что будет предан и распят на кресте. Что эта же самая толпа вместо, — Слава Сыну Давидову! — Уже через неделю будет кричать, — Возьми, распни Его. Но Он будет молиться за тех, кто Его распинает и мучает, ибоНе знают, что делают (Лк. 23, 34)…1

 Праздник — Вербное Воскресенье.

С особой торжественностью праздник этот справляли на Руси, где он получил название Вербное Воскресенье. Поскольку пальмы в наших краях не растут, народ шёл в этот день в церковь с веточками вербы. Но почему же именно верба стала в нашей стране символом праздника Входа Господня в Иерусалим?

Объясняется всё довольно просто. В России за неделю перед Пасхой обычно ещё холодно. Природа спит, да и у православных людей тоже спячка, только духовная — пост. Деревья только готовятся отойти ото сна, до зелёных листиков еще очень далеко. И лишь верба выпустила из своих почек на веточках бело-серые пушистые живые шарики, которые едино символизируют победу жизни над смертью.

Нет в России пальм зелёных,

Лишь берёзоньки да клёны,

Да пушится над водой

Верба веткой молодой.

Верба ветки дарит нам –

Отнесём их в Божий храм,

И под колокольный звон

Их положим у икон.

                                                (Т. Шорыгина)

 Народные традиции славян

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

Накануне праздника вербу освящали в храме. Освящённая верба целебна, а её присутствие в доме благотворно и очистительно.

С древних времён на Руси весну считали началом земледельческого года. Приход весны для крестьян приносил радостные ощущения. «Увидел на вербочке пушок – и весна на шесток» — гласит народная мудрость. «Если верба распускается сначала на макушке – первый посев будет хороший, сеять пораньше нужно, если верба сплошная – к хорошему урожаю», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут» (из весенних примет на урожай).

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлёст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба». Об этом писал и К.Д.Ушинский в своём произведении «Вербное Воскресенье» (Из детских воспоминаний)

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Егория вешнего) вербой с Вербного воскресенья», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех». Были в народе и другие поговорки:

Верба, Верба, Верба хлёст,

Верба хлёст – бьёт до слёз,

Верба синя – бьёт несильно,

Верба красна – бьёт напрасно

Верба бела – бьёт за дело,

Верба хлёст – бьёт до слёз!

После праздника веточки вербы ставят к иконам, потом их высаживают на природе, или хранят в доме круглый год. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освящённая в церкви верба охраняла дом от пожара, а крестьянское хозяйство от разорения, оберегала скот от хворей, а посевы от градобития и всяческих дурных напастей.

«Вербное Воскресенье» в литературе и живописи.

Верба– первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Наверное, поэтому оскромной нашей вербе написано немало. Она, верба, заняла своё почётное место в фольклоре. С давних времён, как только луга покрывались первой травкой, сельская молодёжь устраивала традиционные весенние игры, водила хоровод, напевая веснянку: «Ой, верба, вербица! Время тебе, вербица, развиться!»

О вербе написано немало литературных произведений:

Фет А. «Уж верба вся пушистая»

Барто А. «Апрель»

Бальмонт К. «Праздник вербы»

Блок А. «Вербочки»

Трутнева Е. «Верба»

Благинина Е. «Верба»

Чёрный С. «На вербе»

Белявская О. «Вербочки» и др.

О вербе написано немало рассказов и сказок.

Больше всего люди любят вербу за то, что она пробуждает в их душе весну, наполняет радостью, поэтому художники тоже не смогли остаться в стороне от этой темы:

И тех же верб сквозные прутья,

И тех же белых почек вздутья,

И на окне, и на распутье,

На улице и в мастерской…

— Борис Пастернак, 1930 г.

В книге «Народная Русь» (А.Коринфский) можно увидеть одну из картин, посвящённую этому православному празднику: С. Блонская. «Девочки. Вербное воскресенье», 1900. Сюжет картины очень простой. На ней изображены совсем юные девочки, которые пришли на службу в церковь. В руках у них тоненькие веточки вербы. На их нежные лица падают отблески пламени свечей. Есть и другие картины, посвящённые этому православному празднику. 



Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.