Михаил Врубель: жизнь и творчество

  Родился М.А. Врубель 5 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста. Бережно относился отец к увлечению мальчика живописью. Во время недолгого пребывания в Петербурге Врубель занимается в Рисовальной школе, часто бывает в  Эрмитаже. Окончив Одесскую гимназию, где он серьёзно изучает литературу, историю, немецкий, французский, латинский языки, Врубель сдаёт экзамены в Петербургский университет на юридический факультет и заканчивает его в 1879 году.

К этому времени будущий художник уже твёрдо решил посвятить себя искусству и в 1880 году поступает в Академию художеств, занимается в классе известного педагога П.П. Чистякова. В Академии Врубель работает много и серьёзно. «Ты представить себе не можешь, – пишет он сестре, – до чего я погружён всем своим существом в искусство: просто никакая посторонняя искусству мысль или желание не укладываются, не прививаются».

Среди академических рисунков Врубеля выделяется акварель «Обручение Марии с Иосифом». Композиция напоминает картину Рафаэля на ту же тему, вместе с тем в рисунке чувствуется 

 влияние библейских эскизов А.А. Иванова, но композиционный строй, движение фигур более динамичны.

Осенью 1883 года Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. Здесь он пишет акварель «Натурщица в обстановке Ренессанса» (Гос. музей русского искусства, Киев), которая свидетельствует об умении художника передать разнообразие материальных форм, богатство оттенков цвета.

Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это «Гамлет и Офелия».

В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Художником выполнены работы по обновлению 150 фрагментов древних фресок и созданы 4 новые композиции на месте утраченных. Помимо фресок, Врубель написал 4 иконы. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Лучшее из этих произведений – икона «Богоматерь» (1885, Гос. музей русского искусства, Киев) – женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.

Однако самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887, Гос. музей русского искусства, Киев). Работая в Кирилловской церкви, изучая фрески Софийского собора, художник осознаёт сущность высокого искусства монументальной живописи древней Руси. Во владимирских эскизах особенно ярко проявилась связь творчества Врубеля с наследием древности, созвучным и дарованию, и душевному складу художника.



Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.