Аристократ драматургии (к 400 — летию Ж. Б. Мольера)
15 января 2022 года классику французской литературы 17 века, драматургу, создателю классической комедии исполнится 400 лет со дня рождения. Несмотря на столь отдаленное время, Мольера любят и знают. Что же заставляет зрителей смотреть его комедии, а читателей перечитывать его пьесы?
Первая пьеса Мольера «Смешные жеманницы» имела огромный успех, впрочем, как и последующие пьесы. Они были так остры, талантливы, злободневны, что никогда не проваливались на сцене. Иногда пьесу запрещали. Например, «Тартюф». Она рассердила церковников.
Современный читатель с удовольствием перечитает такие пьесы как: «Дон Жуан», «Тартюф», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин во дворянстве». Веселость, легкость, остроумие, отточенность характеров вызывают сочувствие и доверие к персонажам.
Мольер простодушно признавался: «Я беру свое добро там, где его нахожу». Он создавал «комедии нравов», «комедии характеров», «фарсовые комедии». Самую главную роль в них играли
характер, нравственно — психологический облик персонажа. Скупой был обобщенным образом скупого, лицемер — лицемера. Мольеровские персонажи стали нарицательными. Тартюф — лицемер, Гарпагон — скупердяй.
Мольер умер на сцене, играя в собственной комедии «Мнимый больной». Его талантом восхищались разные слои общества: от простолюдинов до членов королевской семьи. Казалось, за гробом должны идти толпы народа. Тем не менее, за гробом шла жалкая горстка поклонников. Церковь отказала Мольеру как актеру в христианском погребении. Лишь после настойчивых просьб жены его похоронили ночью там, где обычно погребали самоубийц.
Драматург отдал себя всего без остатка своим комедиям — вот и разгадка его гения. Жить ради творчества, забыв об удовольствиях. Строгий Лев Толстой, не признававший Шекспира, сделал для Мольера исключение, назвав его «едва ли не самым всенародным и потому прекрасным художником нового искусства».