26 октября исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося мастера живописи Василия Верещагина
В отличие от многих художников, путешествовавших по Европе, Верещагин посещал также дальние страны, не боясь лишений и тяжелых условий. Он побывал в Туркестане, на Дальнем Востоке, в Японии, Индии, на Филиппинах и на Кубе. Не забывал художник и о родной стране.
В 1867-1868 и 1869-1870 гг. Верещагин совершил два путешествия в Туркестан в составе военной миссии. Рисунки с натуры, созданные в путешествиях по Средней Азии, и сейчас представляют интерес для этнографических исследований. Художник путешествовал по Семиреченской области («Киргизские кочевья», «Перевал Барскаун», обе – 1869-1870), посещал города вдоль границы с Китаем, в частности, разрушенный в ходе дунганского восстания Чугучак, где находилось российское консульство («Развалины в Чугучаке», 1869-1870). Постигая разнообразные стороны жизни той или иной страны, он собирал обширный подготовительный материал, делал наброски и этюды, а затем работал в специально оборудованной мастерской и использовал натурщиков. Работа над картинами туркестанской серии шла в Мюнхене в 1871-1873 гг. Антураж восточной жизни передан в них с доходящей до натурализма педантичностью («У дверей мечети», обе – 1873).
Загадочная Индия Путешествуя по Индии, Верещагин писал святые места, монастыри и
пещерные храмы. Резные детали, украшающие святыни снаружи и внутри, написаны Верещагиным с соблюдением мельчайших подробностей и поражают тонким мастерством («Колоннада в Джаинском храме на горе Абу вечером», 1874-1876). Индийско-гималайские работы раскрыли талант Верещагина-пейзажиста. В них, как никогда ранее, Верещагину особенно удавалась передача состояния воздушной среды («Розы в Ладаке», 1874-1876). Этюды, изображающие горные вершины в снегу, писались им в разное время суток, в разную погоду. Верещагин объехал почти всю страну, работая в условиях нестерпимой жары и сильного мороза, совершая горные восхождения и ночуя в походных условиях.
Возвращение на родину С середины 1880-х Верещагин стал чаще бывать и работать в России. В 1887-1888 гг. и в начале 1890-х он побывал в Ярославле, Костроме, Ростове, Вологде, на Соловках. Картины на русские темы представили его как историка национального искусства, мастера интерьерной и орнаментальной живописи, а также портретиста, создавшего галерею образов «нескольких незамечательных русских людей» («Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского», 1888; «Внутренний вид церкви Петра и Павла в Пучуге», 1894; «Старуха нищенка 96 лет», 1889).
Мечты о Японии Давняя мечта художника посетить Японию осуществилась
в августе 1903-го. Серия картин, созданная им, впервые познакомила русскую публику с образами этой страны. В Японии художник в основном работал с натуры — он увлекался изображением храмов («Шинтоистский храм в Никко»). В отличие от других серий, Верещагин не «оживлял» японские композиции мотивами, дающими представление о повседневном течении жизни. Одинокие фигуры в темных одеждах, изображенные сбоку, спиной к зрителю, подчеркивают закрытость японского характера для посторонних глаз. Создавая портреты японцев, Верещагин выбирал самые характерные национальные типы («Японка», «Японский нищий»). Для своих пейзажей художник искал тихие, уединенные уголки («В парке», все – 1903). В картине «Прогулка в лодке» (1903) очевиден совершенно новый для Верещагина подход к интерпретации натуры. Он совершил открытие Японии не только для зрителей, но и открыл для себя иную живописную манеру, полную импрессионистической свежести.
Художник погиб вместе с адмиралом Степаном Макаровым при взрыве флагманского броненосца «Петропавловск» у Порт-Артура во время русско-японской войны.