Судьба поэта Осипа Мандельштама

Четырнадцатого января исполняется 130 лет со дня рождения Осипа Мандельштама. Юбилею не сопутствуют громкие празднования — Мандельштам и сегодня остается «большим поэтом своего круга». Пожалуй, любой интеллигентный человек может процитировать несколько стихотворений Осипа Эмильевича, но всенародной известности у его творчества до сих пор нет. А между тем Мандельштам и был, и есть — одна из крупнейших фигур русской поэзии первой половины ХХ века.
Судьба поэта
У Осипа Мандельштама в некотором роде эталонная судьба поэта, не желавшего идти ни на какие политические компромиссы и за силой собственного творчества не различившего реальной опасности. Мандельштам сложен — и вместе с тем формально конкретен. Возьмите его «Ламарка» — одно из самых непростых для толкования стихотворений во всей русской поэзии. Текст полон множества сложных символов, в нем несколько смысловых пластов, но вместе с тем написан он потрясающе точной, чеканной рифмовкой.
Так было с Мандельштамом всегда: современники им восхищались и ценили его, но одновременно поражались силе творческого гения и порой откровенно не понимали. А он был человеком творчества, чистого творчества, который даже собственное мировоззрение укладывал в скупую и емкую стихотворную формулу: «Потому что не волк я по крови своей — и меня только равный убьет».
Стихи Мандельштама невероятно певучи, в них есть явная музыкальная гармония, не зря его строчки уже много лет так любимы бардами. Свыше полусотни стихотворений Осипа Эмильевича стали песнями — у одной только «Бессонницы» пять разных музыкальных версий. Любовь к Мандельштаму, в советские годы входившему в корпус «забытых поэтов», была своеобразным «паролем для своих», родных по духу знатоков поэзии и — в том числе — печальных страниц отечественной истории.
Мандельштама любили и

рок-музыканты: то тут, то там на сейшенах семидесятых кто-то передавал кому-то затасканный ксерокс его эмигрантского сборника. Книжки выдавали на одну ночь, передавали как святыню, а строчки — без указания автора — переписывали в тетрадки и учили наизусть.

Самому Осипу Мандельштаму такая связь с миром музыки понравилась бы невероятно — он от природы был фантастически музыкален. Даже в нотной записи видел внутреннюю поэтику и писал, к примеру, так: «Нотное письмо ласкает глаз не меньше, чем сама музыка слух. Черныши фортепианной гаммы, как фонарщики, лезут вверх и вниз…» Он называл музыку первоосновой жизни, которая «содержит атомы нашего бытия». Современники вспоминали, с какой страстью Мандельштам отдавался прослушиванию музыки, часто посещая концерты. Да и просто при малейшей возможности услышать пение или музицирование он всегда оказывался тут как тут. Даже собственные стихи читал, не просто ритмизуя, а как бы пропевая строчки. Волошин вспоминал: «Мандельштам не хочет разговаривать стихом — это прирожденный певец». Музыка в стихах И тем прекраснее, что в год юбилея его строчки снова зазвучали в мелодиях песен. Больше двадцати современных музыкантов объединились в рамках проекта «Сохрани мою речь навсегда» и выпустили альбом на стихи Мандельштама.

Каждый сам выбирал стихотворение, которое хочет положить на музыку. И, соответственно, не было никаких стилистических предпочтений — состав артистов поражает. Здесь есть признанные звезды, как Леонид Агутин или Илья Лагутенко, и совсем молодые музыканты, представители поп-индустрии и рок-музыки, авангарда и мейнстрима. Так что выбор треков тоже невероятно интересен. Например, у группы Tequilajazzz — композиция на «Не говори никому»: «В нем есть невероятное ощущение Вселенной, подвешенной на ниточке…» А группа «Курара» так описала впечатления от стихотворения «Кинематограф»: «Песня получилась о любви и ненависти — о чем еще может быть песня?!» 

Одной из жемчужин альбома наверняка станет «Веницейская жизнь», исполненная группой Mgzavrebi на грузинском языке в переводе Джемала Аджиашвили. С Грузией Мандельштама многое связывало, его «Тифлисский цикл» в свое время наполнил новым воздухом творчество поэта, так что в песне прозвучит особая гармония с биографией Осипа Эмильевича.

Молодое поколение, увы, не читает стихов и, возможно, не знает Мандельштама. Но если «Сохрани мою речь навсегда» позволит открыть для себя великого поэта — тогда задача окажется выполненной. Хотя бы на малую долю от того признания, которого он, бесспорно, заслуживает.



Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.