15 интересных фактов из жизни Виктора Драгунского

 

Виктор Драгунский – один из знаменитых детских писателей. Наибольшую известность приобрёл благодаря «Денискиным рассказам». Истории Драгунского, в основном, направлены на детскую аудиторию, за исключением таких повестей как «Он упал на траву» и «Сегодня и ежедневно».

Драгунский родился 1 декабря 1913 года в городе Нью-Йорк в семье белорусских эмигрантов. Однако семья так и не прижилась в США, поэтому через год они вернулись на Родину в Гомель, где писатель провел свою большую часть детства. После потери в лице отца и отчима семья перебирается в Москву. Затем бесследно исчезает второй отчим Виктора, поэтому ребёнок вынужден с самых ранних лет самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

Драгунский пробует себя в самых разных профессиях, начиная от клоуна в цирке и заканчивая помощником токаря на заводе. Однако любовь Драгунского к искусству, сопровождавшая его на протяжении всего детства, когда он впервые выступал над подмостках театра вместе со своим отчимом – артистом Менахемом Рубином, подтолкнула будущего писателя на выступления в Театре транспорта. Живость и яркая игра Драгунского вскоре привлекли деятелей из Театра сатиры, куда он вскоре был приглашен. Тогда уже Виктор проявлял весь размах собственной фантазии: писал сценки, юмористические монологи, шутки, клоунады и юморески. Бесценный опыт, приобретенный во время работы в цирке, вдохновил его в будущем на «Сегодня и ежедневно». Дальнейшей творческой деятельности Драгунского помешала внезапно вспыхнувшая Вторая мировая война, где погибает его младший брат Леонид. ВОВ оказала на писателя большое влияние и впоследствии побудила его написать повесть «Он упал на траву».

После Второй мировой Драгунского можно заметить в такой кинокартине как

«Русский вопрос» в роли диктора на радио. Вскоре Виктора принимают на работу в драмтеатр, однако главные роли всегда доставались уже опытным артистам в то время, как новички вынуждены были довольствоваться второстепенными ролями. Желающий поделиться множеством идеей с миром Драгунский создаёт этакий «театр в театре», получивший название «Синяя птичка». Она пользовалась большой популярностью у публики. В неё входили как и уже сделавшие себе имя артисты, так и неопытные новенькие. Драгунский руководил «Синей птичкой» на протяжении 10 лет.

Самый пик известности писателя ознаменовался сборником детских рассказов, носивших название «Денискины рассказы», главным героем которых стал весёлый мальчишка Денис Кораблёв, прототипом которого стал сын писателя от Аллы Семичастновой. Позже рассказы Драгунского были экранизированы и пользовались большей любовью у зрителей.

Писатель умер 6 мая 1972 года от хронической болезни в Москве. Его могила расположена на Ваганьковском кладбище.

Детские годы
Излагать биографию В. Ю. Драгунского уместнее всего с самого начала – детских лет. Будущий писатель появился на свет у очень молодых родителей – его отцу и матери на момент рождения первого сына было всего 19 и 18 лет соответственно. Отца звали Юзеф Перцовский, маму – Рита Драгунская, оба были евреями и жили в Гомеле – там и сыграли свадьбу в начале 1913 года. И практически сразу эмигрировали в Соединенные Штаты, в Нью-Йорк – где в том же году, в первый зимний календарный день, 1 декабря, и родился Витя Драгунский.

Жителем Америки маленький Витя был совсем недолго – чуть более полугода. Уже летом 1914 года его родители с малышом на руках вернулись в родной Гомель. Так что американской жизни Виктор не запомнил – как, к сожалению, не запомнил толком и родного отца: когда мальчику было всего четыре годика, Юзефа унес тиф.

Рита, мама Виктора, недолго оставалась одна – вскоре у малыша появился отчим, Ипполит Войцехович. Но и во второй раз семейная жизнь Риты сложилась трагично: в 1920 году супруга, красного командира, убили. Через два года она вышла замуж в третий раз – за актера Менахема Рубина, который служил в еврейском водевильном театре. Брак этот был более удачным и просуществовал на порядок дольше – однако в конце концов, уже в Москве, куда Рита с Витей и годовалым Витиным братишкой Леней переехали вслед за Рубиным в 1925 году, супруги расстались, и Рубин отправился покорять Америку. Впрочем, к биографии Виктора Драгунского его дальнейшая жизнь не имеет ни малейшего отношения…

Подростковые годы
Как уже было сказано выше, в 1925 году семейство Драгунских оказалось в Москве. Вите было всего 12 лет. А через пять лет, окончив школу, он был вынужден, вместо того чтобы получать дальнейшее образование, идти работать. Рубин к тому времени уже оставил семью, и Виктор, как старший сын, должен был помогать матери финансово. Сначала он устроился на завод, помощником токаря, затем трудился на фабрике, где изготавливали упряжь для лошадей.

Годы, прожитые бок о бок с Менахемом Рубином, не прошли даром. Отчим сумел привить Виктору страстную любовь к творчеству и прежде всего – к театру. Наблюдая, как выступает Рубин, маленький Витя сам мечтал однажды выйти на сцену. Это желание никуда не делось и в юношестве – и потому параллельно с работой Виктор стал ходить на литературно-театральные курсы известного педагога, режиссера и актера Алексея Дикого. В его мастерской Виктор учился пять лет.

Интересные сведения
Отчим М. Рубин был актером водевильного театра. Именно с ним семья периодически гастролировала по стране. Виктор, благодаря М. Рубину, с детства находился в кругу актеров, вдыхал творчество и непосредственность представителей этой профессии.

Во время Великой Отечественной войны он был в ополчении, часто выступал с концертными фронтовыми бригадами, читая небольшие рассказы. Оказывается, в качестве прототипа главного героя произведения «Денискины рассказы» Драгунский взял образ своего сына. Вместе с Л. Давидович были написаны такие песни, как «Три вальса», «Теплоход», «Березонька», Звезда моих полей», «Чудо-песенка».

Актерская страда
В 1935 году биография Драгунского сделала крутой поворот от рабоче-технических профессий и забросила его в среду творческую – в театр. Впервые на подмостки в качестве актера-исполнителя Виктор вышел на улице Гороховой. Сейчас расположенный там театр носит имя Николая Васильевича Гоголя, а в те годы назывался Театром транспорта.

Актерская деятельность была не единственным творчеством, к которому обратился Виктор Юзефович. Не зря ведь мастерская Дикого, которую он посещал, именовалась не просто театральной, а литературно-театральной. Драгунский приобщился к литературе так же крепко, как и к театру, а потому неудивительно, что вскоре попробовал свои силы в качестве писателя и сценариста. Он работал в разных жанрах: писал фельетоны и юморески, эстрадные монологи и сценки и даже писал сценарии клоунских реприз. Мало того: он и сам какое-то время работал в цирке, и за это время крепко подружился с цирковой братией.

Несколько лет подряд его жизнь кипела и бурлила: днем он сидел за столом, работая над очередными литературными сочинениями, а вечером демонстрировал чудеса перевоплощения в театральных спектаклях. Он завел много полезных связей, его стали узнавать, приглашать на различные мероприятия для именитых гостей – но продолжиться и развиться далее этому творческому порыву помешал 1941 год.

Рыжий клоун
Детские книги, как и сказки, – это такая замечательная форма сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь, но в реальной жизни боишься, слишком больно. А как пользовался этим тайным приёмом Виктор Драгунский, автор «Денискиных рассказов» и многих других замечательных детских книг? Об отце вспоминает Ксения Драгунская

Папа у меня был целых шесть лет, четыре месяца и шестнадцать дней. Я поздний ребёнок. Младшая. У меня два старших брата – Лёня и Денис. Когда я родилась, они были уже совсем большие. Когда я была маленькая, никто не верил, что мой папа – Виктор Драгунский, знаменитый детский писатель. А я кричала: «Это мой папа, папа, папа!!!» И начинала драться.

1 декабря 1965 года папе исполнилось пятьдесят два года. 20 декабря родилась я. Тогда считалось, что меня родили очень поздно. (Маме сорок два, папе пятьдесят два.) Теперь в это время люди только начинают размножаться.

Словом, родилася я, народилася. Началось…

Почему у меня волосы рыжие? Да проще простого – папа в молодости работал рыжим клоуном в Цирке на Цветном и носил рыжий парик.

Папа учил меня кувыркаться и жонглировать четырьмя предметами. У нас и было четыре разноцветных пластмассовых шарика. После всех инсультов у него был постельный, «диванный» режим, и он учил меня вот этим азам цирковой профессии. В кувыркании вперёд, люди добрые, самое главное – голову правильно спрятать. Ну не должна она касаться мата, или пола, или манежа, или что там у кого.

В доме нельзя было шуметь. Мои подруги, которые теперь уже совсем взрослые тётеньки, до сих пор помнят, что у меня надо было ходить на цыпочках, чтобы не беспокоить моего папу. Даже меня к нему как-то не очень пускали, чтобы я его не тревожила. Но я всё равно проникала к нему, и мы играли – я была лягушонком, а папа уважаемым и добрым львом.

Если читать «Денискины рассказы» внимательно, то понимаешь, какие они грустные. Не все, конечно, но некоторые, просто очень. Я не буду сейчас называть какие. Пусть дорогие читатели сами перечитают и почувствуют. А потом сверим.

Простой человек, честный труженик во всех странах и во все времена живёт непросто. Скажите? Но раньше он, этот простой, честный труженик, жил ещё труднее, чем сейчас. Я уверена, что и у моего папы до того, как он стал знаменитым писателем, жизнь тоже была не сахар. Особенно в молодости. Теперь, когда я выросла и перечитала рассказ «Что любит Мишка», я поняла, что такой рассказ мог написать только человек, который в детстве и в молодости никогда не ел досыта.

Если бы папа жил дольше, то я готовила бы ему что-нибудь очень вкусное, целыми днями бы кормила, а ещё просто в приказном порядке привела бы домой несколько собак. Папа мечтал о собаке, но сперва не было возможности (помните рефрен из рассказа «Что я люблю»? «Когда мы будем жить попросторней…») Когда стали жить попросторней, собаку не хотела мама. Только за несколько месяцев до смерти появился щенок спаниеля, Тотошка. Такой чудесный. Ушастый, пятнистый и с толстыми лапами. Его надо было кормить шесть раз в день, как грудного ребёнка, отчего мама немножко злилась. И вот однажды мы с папой приходим откуда-то или просто сидим дома одни, и есть что-то хочется. Идём мы на кухню и находим кастрюльку с манной кашей, да с такой вкусной (я вообще терпеть не могу манную кашу), что тут же её съедаем. А потом выясняется, что это Тотошина каша, которую специально мама заранее сварила, чтобы ему смешать с какими-то витаминами, как положено щенкам. Мама обиделась, конечно. Безобразие – детский писатель, взрослый человек и съел щенячью кашу… После смерти папы его тут же сбагрили куда-то.

Как справедливо заметил мой брат Денис, о жизни Виктора Драгунского можно написать длинный роман с лихим сюжетом и крутыми характерами. Одно только появление на свет не где-нибудь там – в Нью-Йорке – уже ничего себе.



Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.